Ломоносовский фарфоровый завод

В довоенные годы Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова был достаточно известен среди ценителей художественного фарфора, как производитель качественной продукции. Благодаря творческому коллективу опытных живописцев и скульпторов, завод являлся одновременно и экспериментальной площадкой, на которой создавались новые изделия. Сразу после окончания войны к представителям старшего поколения – Щекатихиной-Потоцкой, Моху, Воробьевскому, Яковлевой, Семёнову присоединяются новые мастера. Среди них были Криммер, Лепорская, Городецкий и многие другие, впоследствии также получившие признание. Завод приступил к созданию изделий в новых формах и начал внедрять их в массовое производство.

В начале 50-х гг, в результате инновационных разработок, завод начал выпуск продукции в форме, имеющей несомненное сходство с античными сосудами. Изделия отличались строгостью и монументальностью силуэтов, а также функциональностью. В качестве примера можно привести вазы «Кувшинка» Лепорской, «Амфорная» Семёновой. Эти изделия считаются классикой советского фарфора, и они вполне заслужили эту репутацию. Особо стоит выделить чайный сервиз «Кобальтовая сетка» мастера Яковлевой, а его роспись осуществил А. Яцкевич.

В течение 60-70 годов Ломоносовский завод становится «де факто» центром производства художественного фарфора в России. Коллектив художников пополняют новые мастера – Семенова, Городецкий, Богданова. Коллектив художников пополняется за счет выпускников мухинского училища, ранее именовавшегося Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академией. Под влиянием тенденций того времени в изделия из фарфора возвращаются цветочные украшения и мотивы, переосмысленные и измененные, но, все же, легко узнаваемые. Главный художник завода Городецкий изготавливает и представляет на суд публики сервиз, оформленный в «новом стиле» – крупные лепные детали в форме цветов насыщенного кобальтового цвета составляли главный предмет гордости. «Цветущий кобальт», как и представленный позднее сервиз «Музыка и цветы» молодой художницы Олевской были благосклонно встречены критиками и ценителями искусства.

Наш рассказ о ЛФЗ был бы неполным, если бы мы забыли упомянуть о таком виде изделий, выпускаемых заводом, как фарфоровые скульптуры. Эта продукция чаще всего представляла собой небольшие сцены либо реализацию популярных сюжетов. В 40-50 годы аллегория «правила бал» и были широко распространены фарфоровые фигурки рабочих, крестьян, персонажей сказок и т.д. Тема детей волновала мастеров старой школы, что явилось причиной появления этих фигурок в большом количестве. А вот художник Воробьев нарисовал десятки моделей принятых ЛФЗ в производство – модели «Бычок», «Ласка» хорошо известны ценителям прекрасного и коллекционерам статуэток.

С 70-х годов прошлого века основным лейтмотивом для творчества художников становятся не просто бытовые и сюжетные сцены, а более усложненные композиции с философским содержанием. На протяжении всех лет своего существования ЛФЗ был лидером в производстве художественного фарфора. Практически не изменилась ситуация и сегодня – Ломоносовский фарфоровый завод производит лучшую эстетичную и качественную продукцию.

Теги:

Наш блог

Оценка антикварных российских самоваров

Читать далее
04.07.2011

Почем самоварное золото (мнение эксперта)

Читать далее
04.07.2011

Самовар с секретом

Читать далее
01.07.2011

Образцы клейм-именников фирмы Хлебникова на столовом серебре

Читать далее
01.07.2011