Характерные особенности юсуповского фарфора

В первые годы, после создания живописной мастерской, князем Юсуповым, крепостные художники активно копировали живописный декор европейских фарфоровых заводов, таких как Венский фарфоровый завод, частных заводов Парижа и Севра.

Самыми любимыми мотивами росписи, были цветы и травы, в виде букетов, гирлянд и венков. Было несколько композиций из цветов, такие как, букеты из полевых и садовых цветов, мелкие букеты из роз и бутонов вразброс, заключенные в овал, тондо, или свободно расположенные в центральной части сахарницы или чашки. Композиции из роз, фруктов и цветов, украшали чайную посуду и посуду для кофе. Широкий бордюр на чашках, и венок, украшавший тарелки, был в то время излюбленным приемом росписи фарфоровой посуды. Оба вариант росписи состояли из характерного набора цветов, на фоне крупных листьев были изображены анютины глазки, ромашка, красного или лилового цвета, с желтой сердцевиной, розовая роза, краснооранжевый четырехлистник, незабудки, вьюнки, и снова роза, и еще одна ромашка. Рисунок повторялся, когда производилась роспись тарелок, на фарфоровых чашках он повторялся только один раз. Вариант такой росписи чашек повторяется на чашках различной формы и размера, также он повторяется на блюдцах и тарелках.

Экземпляры фарфоровых предметов расписанных таким образом хранятся в музеях в Архангельском и в Павловске.

При росписи фарфоровых тарелок использовались три способа их росписи. Наиболее любимым приемом росписи фарфоровых тарелок, при котором, живописную миниатюру помещали в отведенный золотом или серебром, овал на зеркале с желтым крытьем. При этом борт тарелки украшался гирляндой из лавровых листьев с четырьмя мелкими цветочными букетами. Такая роспись активно применялась до 1822 года.

Другой прием, который применялся для оформления росписи фарфоровых изделий, представлял полихромную композицию, вписанную в тондо, которая занимала все зеркало, обрамленное золотой отводкой, оттененное голубым крытьем подъема тарелки. Борт тарелки украшен полихромным венком.

Третий способ росписи заключался в том, что зеркало с миниатюрой обводилось широкой золотой полосой, а борт был расписан тонкой золотой гирляндой виноградной лозой с листьями и гроздьями. Края  борта тарелки расписывались тонкими золотыми отводками, золотой или цветной ромбической сеткой.

Уже в первое время существования живописной мастерской, большую популярность приобрела роспись фарфоровых изделий золотом. Сформулированные князем Юсуповым эстетические принципы в росписи фарфоровых изделий, при создании живописной мастерской, строго соблюдались до 1830 года. Целью было создание, не просто красиво украшенной посуды, а  изящных, драгоценных произведений искусства, имеющих особую художественную ценность.

Фарфоровые изделия, декорированные миниатюрами  картин, были украшены золотыми орнаментами. Орнамент  был узким или широким, покрывал полностью сахарницу или чашку. Иногда золотой декор, в украшении предмета, играл такую же важную роль, как и написанная миниатюра.

Роспись фарфоровых изделий в живописной мастерской князя Юсупова развивалась в общеевропейской традиции.  В Европе в начале 19-го века модным было расписывать фарфоровые изделия изображениями цветов и растений. И в живописной мастерской Юсупова, следуя европейской моде, создали серию тарелок «Розы». В музеях и частных коллекциях, в России, хранится около 80 тарелок этой серии, несколько тарелок из этой серии хранится в зарубежных музеях и частных коллекциях. Все тарелки  этой серии, практически расписаны с оборотной стороны золоченой маркой в латинском начертании.

Большая часть тарелок, из серии «Розы», находится в Государственном Русском музее. В этом музее хранится 49 тарелок, тринадцать тарелок этой серии, хранится в музее-усадьбе в Архангельском, и еще девять тарелок находится в музее «Павловск».

Над тарелками из серии «Розы» в течение четырех лет работали несколько мастеров, и одна и та же художественная композиция повторялась в росписи тарелок. Поэтому в музеях хранятся тарелки с идентичными рисунками.  На фарфоровых тарелках этой серии четко просматриваются две манеры росписи, одна являет собой легкую и свободную роспись, другая манера представляет педантичную, более суховатую и графичную. Но художники, пользующиеся разными манерами росписи тарелок, точно переносили изображение ветки с листьями  и цветами, цветок на тарелку.

Самыми известными сериями, которые были созданы в живописной мастерской князя Юсупова, были серии: «Картины князя Юсупова» (1818-1821), «Гравюры Севбаха» (1819-1822). Серия тарелок с изображением птиц (1818-1824), серия фарфоровых тарелок «Розы» (1824-1827), серия тарелок «Виды села Грузино», и другие.

Для росписи тарелок серии «Виды села Грузино», использовались литографии с видами этого села, в количестве 36 штук, подаренных князю Юсупову Аракчеевым. Эта серия создавалась на фарфоровых тарелках разных фарфоровых заводов. Несколько тарелок из этой серии имеют подглазурную марку Севра.

Тарелки, расписанные в живописной мастерской в Архангельском, имели свои характерные черты. При росписи тарелок  использовались конкретные места, такие как, село Грузино, парк Александрия в Петергофе, усадьба Архангельское, Московский Кремль. Для росписи использовались  черно-белые гравюры, живописные полотна, цветные акварели.

Серия фарфоровых тарелок «Картины герцога Орлеанского», была создана в период с 1824 по 1830 года. Эта серия расписывалась по гравюрам картин герцога Орлеанского. В настоящее время известны семь тарелок из этой серии.

В живописной мастерской в Архангельском, художники, очень мастерски расписывали фарфоровые изделия портретными изображениями.  На фарфоре изображали портреты императоров и императриц, родственников и знакомых князя Юсупова. Были созданы подарочные чашки с портретом самого князя Юсупова. Писать портрет князя Юсупова мог только самый лучший художник живописной мастерской, к таким художникам относились Федор Сотников и Иван Колесников. Это подтверждают документы, хранящиеся в архиве музея-усадьбы в Архангельском. На фарфоровых чашках также писали портреты супруги князя Юсупова и его сына. 

Портретные изображения князя Юсупова, на чашках, после 1824 года, стали выполнять по оригиналу Г. Фюгера., где князь был изображен в испанском костюме. Для росписи использовались фарфоровые чашки, которые изготавливались на русских фарфоровых заводах.

 Для живописной мастерской в Архангельском, приобретались фарфоровые изделия различных фарфоровых заводов. Но не на всех фарфоровых изделиях, которые расписывались в мастерской, ставился «обратный адрес», поэтому многие изделия приписываются другим предприятиям. Только по характерным чертам росписи, сюжету и декору , можно распознать изделия живописной мастерской князя Юсупова.

Фарфоровые изделия живописной мастерской и фарфорового завода в Архангельском, всегда были предметом гордости того коллекционера антиквариата, кто ими обладал. На рынке антиквариата, фарфоровые изделия завода в Архангельском, появляются не часто. С течением времени изделия фарфорового завода и живописной мастерской Юсупова в Архангельском становятся очень большой редкостью.
Теги: фарфор

Наш блог

Оценка антикварных российских самоваров

Читать далее
04.07.2011

Почем самоварное золото (мнение эксперта)

Читать далее
04.07.2011

Самовар с секретом

Читать далее
01.07.2011

Образцы клейм-именников фирмы Хлебникова на столовом серебре

Читать далее
01.07.2011