Юсуповский фарфор

Большое внимание коллекционеров старинного фарфора, всегда привлекали изделия, изготовленные в Архангельском. Уже в начале двадцатого века коллекционеры антиквариата отмечали, что «особенно интересны фарфоровые изделия завода князя Н.Б. Юсупова».

Сегодня фарфоровые изделия, изготовленные на заводе в Архангельском, встречаются в музеях России. Самая большая коллекция юсуповского фарфора, собрана в музее-усадьбе «Архангельское», в бывшем имении Юсуповых. В этой коллекции широко представлены изделия из фарфора разных периодов его производства. Фарфор выпуска 1818-1821 годов, является ранним периодом, когда работала только мастерская по росписи привозного фарфора. Представлен фарфор и более позднего периода 1823-1831 годов, периода, когда в усадьбе было налажено производство своего фарфора, и продолжала работать живописная мастерская по росписи фарфора. Здесь же в музее представлены, как, работы учеников так и высокохудожественные работы. Все представленные работы в музее, позволяют определить закономерности в характере декора фарфоровых изделий существовавших на фарфоровом заводе и  в живописной мастерской  князя Юсупова.

Интерес князя Н. Б. Юсупова, к фарфору, скорее всего, был вызван его путешествием (1781-1782 гг) по Западной Европе, когда он, как знаток изящных искусств, был в свите графа и графини Северных. Во время путешествия они побывали в Австрии, Франции и Италии, где интересовались не только достопримечательностями этих стран, но и производством фарфора.

 Совершенствование знаний и технологий производства, и декорирование фарфора, князем Юсуповым было в период  с 1792 по 1800 год, когда он занимал пост директора Императорского фарфорового завода. После ухода в отставку, Юсупов не потерял интерес к производству и декорированию фарфора, из числа одаренных крепостных, он отобрал несколько человек, и отдал их в обучение к мастерам Императорского фарфорового завода. После обучения, вероятнее всего в период  с 1814 по 1815 года, они стали расписывать привозной фарфор, под присмотром князя Н.Б. Юсупова.

Вначале росписью фарфоровой посуды, крепостные живописцы занимались в московском доме князя, затем в усадьбе, в Архангельском в 1818 году, была создана живописная мастерская, где продолжалась роспись фарфора. Затем князь Юсупов построил в Архангельском завод по производству фарфора, который работал до начала 30-х годов 19 века. Завод с 1827 года по 1838 год, выпускал фаянсовую посуду.

Живописцы, которые работали в мастерской князя Юсупова, такие, как Ф. Сотников, И. Колесников и Ф. Ткаченко, со своими учениками, расписывали фарфор, который привозили с фарфоровых заводов России и заводов из-за границы. Фарфор расписывали цветочной орнаментальной росписью, миниатюрами по картинам из коллекции Юсупова. Увлечение князя западноевропейской живописью, повлияли на характер декорирования и сюжетное наполнение росписей фарфора.

Живописцы в период с 1818 года по 1822 год, создали уникальную коллекцию тарелок. Тарелки были расписаны миниатюрами с картин и гравюр из коллекции князя. Так же в этот период были расписаны подарочные фарфоровые чашки, которые были расписаны по картинам Леду, Греза, Ротари, и других известных художников. Именно в этот период была создана основная часть расписных изделий из фарфора юсуповской коллекции живописи.

Картины известных художников, перенесенные на поверхность фарфоровых изделий, получали вторую жизнь. Так многие предметы из фарфора, хранят запечатленные на них изображения тех картин, местонахождение, которых сейчас неизвестно.

Многие предметы из фарфора, чашки, тарелки  были расписаны композицией с одной и той же картины.

В музее-усадьбе, в Архангельском, есть две чашки, на одной изображение с картины неизвестного художника «Юпитер и Венера», на другой чашке, миниатюра с картины Ваувермана. Картины, с которых были сделаны миниатюры, в настоящее время утеряны, и только по ним можно судить об этих картинах.

Качество росписи фарфора было очень разное. Многие изделия отличаются умелой компоновкой деталей, правильным рисунком, удачным выбором цвета. На этих изделиях, сразу чувствуется умелая рука мастера, который хорошо владел техникой росписи. На других же, миниатюрах, наблюдается хаотичность движения кисти, погрешности в росписи, неумелое владение техникой росписи и муфельными красками, все это говорит о том, что расписывал, это изделие ученик.

Тарелки, которые были расписаны в период с 1818 по 1821 год, отличает некоторая наивность, в них отсутствует блеск, тщательность отделки, и великолепие золоченых орнаментов. Но все это появится в середине двадцатых годов девятнадцатого века, когда сложатся основные принципы декорирования фарфора.

Для живописной росписи фарфора, использование копий с произведений станковой живописи, не было изобретением мастерской в Архангельском, так как , это часто использовалось, в русских и европейских  живописных мастерских того периода. Для живописцев мастерской в Архангельском, образцами служили картины, собранные князем Н.Б. Юсуповым, непосредственно из его коллекции.

Собранная фарфоровая коллекция, в музее-усадьбе в Архангельском, позволяет судить о коллекции картин, которые были у князя Юсупова, их сюжетах, так же дает представление о художественной направленности и мастерстве крепостных живописцев.

Юсупов хорошо знал производство французского фарфора, поэтому руководителем своей живописной мастерской, а затем и фарфорового завода, был назначен художник Севрской фарфоровой мануфактуры А.Ф. Ламбер.  Так как Юсупов хорошо знал фарфоровое производство во Франции, он не случайно пригласил художника А.Ф. Ламбера. Благодаря этому, были налажены контакты с Севрской мануфактурой, с частными заводами Парижа. Из Франции стали регулярно поступать фарфоровые изделия, для росписи в Архангельском.

А.Ф. Ламбер владея прекрасно росписью фарфора, стал, в живописной мастерской князя Юсупова, главным художником и преподавателем. Он расширил тематику и ассортимент фарфоровых изделий. Так же при нем улучшилось качество росписи, и была усовершенствована технологическая сторона процесса росписи. Вероятнее всего, по распоряжению Ламбера, с 1823 года, стали маркировать фарфор, расписанный в Архангельском.

Ламбер, в отличие от князя Юсупова, который рассматривал, фарфоровую мастерскую для росписи и фарфоровый завод, скорее как забаву, нежели серьезное производство, хотел создать в Архангельском настоящий фарфоровый завод. Так в 1826-1827 годах Юсупов построил специального здания для фарфорового завода. После постройки завода, Ламбер и Юсупов заключают соглашение, по которому, Ламбер берет завод в аренду, сроком на шесть лет.

После заключения договора, на заводе меняется руководство, меняются принципы и задачи. Кроме выпуска фарфоровой посуды, выпускается расписные высокохудожественные изделия, которые отличаются высоким художественным исполнением. Фарфор, крепостные живописцы, расписывают, не только для самого Юсупова, но и для его знакомых.  Ламбер же, стремился перевести производство на коммерческую основу, но все его попытки успехом не увенчались.

15 июля 1831 года, умер князь Н.Б. Юсупов. После его кончины, живописная мастерская по росписи фарфора, прекратила свое существование. Начавшееся производство фаянсовой посуды в 1827 году, к 1835 году постепенно вытеснило производство изготовление фарфора.

Теги: фарфор

Наш блог

Оценка антикварных российских самоваров

Читать далее
04.07.2011

Почем самоварное золото (мнение эксперта)

Читать далее
04.07.2011

Самовар с секретом

Читать далее
01.07.2011

Образцы клейм-именников фирмы Хлебникова на столовом серебре

Читать далее
01.07.2011